Регистрация
   Резидент РК
   Сгенерировать пароль
Пароль прийдет на указанный Email адрес
Вперед
Назад
Регистрация
 

Возможности после регистрации:

Сможете задавать вопросы руководителям госорганизаций и получать на них ответы, получите доступ к документам для скачивания.


Сможете пользоваться дополнительными сервисами: участвовать в онлайн-конференциях, читать блоги, оставлять отзывы к госуслугам и оценивать качество их оказания.


В случае подписки на новости, получите информацию о всех событиях на свой E-mail.

По вопросам работы интернет - ресурса просим обращаться по телефону: 8 (7292) 42-83-32
Мангистауская область
Официальный интернет-ресурс акимата области
Актуальные вопросы модернизации пенсионной системы Республики Казахстан
Добавлено: 26.06.2015
Изменено: 03.11.2015
Просмотров: 1180

В 1998 году Казахстан приступил к реформированию пенсионной системы и осуществлению постепенного перехода от социального принципа солидарности поколений к принципу персональных пенсионных сбережений. В результате проведенной реформы, осуществленной с учетом международного опыта функционирования систем социального обеспечения, в Казахстане

- создана ифункционирует многоуровневая система пенсионного обеспечения;

- на основе устойчивого социально-экономического развития увеличено финансирование пенсионной программы. Обеспечен неуклонный рост размеров пенсионных выплат. За 14 лет (1998–2012 годы) минимальный размер пенсии увеличился в 11 раз (с 2 440 до 26 211 тенге), средний – в 10 раз (с 3 964 до 38 765 тенге), максимальный – в 7 раз (с 7256 до 56047 тенге);

- накоплен практический опыт внедрения и функционирования накопительной системы;

- растут пенсионные накопления граждан. Сумма пенсионных накоплений на1 января 2013 годасоставила 3183,2 млрд. тенге.

Вместе с тем, средний размер пенсии (с учетом базовой пенсионной выплаты) на1 января 2013 года составил 41 912 тенге или немногим более 40% среднемесячной заработной платы одного работника(СМЗ) по экономике в целом.

При этом размеры пенсионных выплат из солидарной системы в перспективе будут уменьшаться в связи с её убыванием (уменьшается трудовой стаж граждан, накопленный до 1.01.1998 года). Предполагалось, что это уменьшение будут компенсировать выплаты из накопительных пенсионных фондов. Однако относительно непродолжительное существование и недостаточная эффективностьнакопительной пенсионной системыне обеспечивают социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.

В этой связи, Глава государства в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» и выступлении нарасширенном заседании Правительства РК 23 января 2013 года, поручил Правительству и Национальному банку РК принять меры подальнейшему развитию накопительной пенсионной системы.

Цели и особенности модернизации пенсионной системы:

1. Обеспечение соответствия пенсионных выплат ранее получаемым доходам и растущему уровню жизни в стране.

2. Обеспечение финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения (постоянное соответствиетекущих доходов и резервов,формируемых за счет пенсионныхвзносов,
а также бюджетных средств и прочих поступлений расходам по выплате пенсий).

Модернизация будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Необходимые и взаимосвязанные изменения будут проведены на базовом уровне, обязательном - в солидарной и накопительной компонентах, и добровольном.

Преобразования будут проведены поэтапно с учетом широкого обсуждения и гласности.

На какиегруппынаселения и пенсионеров будут направлены предстоящие преобразования?

Особенность вопросов пенсионного обеспечения в том и состоит, что они касаютсявсех и каждого: тех, кто являетсяпенсионером сегодня,и тех, кому необходимо еще заработать свое право на пенсию; мужчин и женщин; занятых и безработных, гражданского населения и военных и т.д.

Исходя из этого,предстоящие преобразованиябудут осуществлены в интересах человека, предполагая разделение ответственностиза надлежащее обеспечение при наступлении старости между государством, работодателями и гражданами непосредственно.

В более узком смысле новые подходы будут разработаны и коснутся самостоятельно занятого населения, женщин, лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; участников накопительной пенсионной системы.

Ответственные за модернизацию пенсионной системы государственные органы:

- Министерство труда и социальной защиты населения РК в части разработки направлений совершенствования пенсионной системы, механизма их реализации, анализа итогов реформирования и корректировки действий, контроля за внедрением новых подходов.

- Совет при Президенте РК (представители Правительства, НБ РК, участники финансового рынка и независимые эксперты) - в сфере выработки инвестиционных стратегий и рекомендации по выбору эффективных инструментов для инвестирования.

- Национальный банк РК, который будет осуществлять управление и инвестирование пенсионных активов, контроль за реализацией инвестиционных стратегий организациями по управлению пенсионными активами.

Направления модернизации

В рамках внесенного в Мажилис Парламента РК законопроекта «О пенсионном обеспечении» предусмотрено создание единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) и повышение эффективности накопительной пенсионной системы.

Кроме того межведомственной комиссии при Правительстве РК вынесены на обсуждения вопросы:

- расширения охвата населения услугами НПС;

- изменения системы минимальных гарантий пенсионного обеспечения;

- унификации пенсионного возраста;

- перехода от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам для лиц, занятых в особых условиях труда.


I. ВОПРОСЫ ПО СОЗДАНИЮ И

ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ЕНПФ

Вопрос 1. Какие изменения вносятся в пенсионное законодательство?

Ответ:

В Парламент РК внесены законопроекты «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения», которыепредусматривают развитие институциональной базы накопительной пенсионной системы.

Вносимые изменения предполагают разделение существующих функций накопительных пенсионных фондов по учетупенсионныхсчетов вкладчиков и инвестированиюих пенсионныхактивов.

Для осуществления управления пенсионными счетами вкладчиков будет создан государственный единый накопительный пенсионный фонд. В его задачу входит:

- надлежащий учет пенсионных счетов вкладчиков,контроль за их состоянием, внесение своевременных изменений, связанных с естественным движением вкладчиков (выезд, достижение пенсионного возраста, смерть и т.д.) и проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам осуществления пенсионных взносов, инвестирования пенсионных активов, пенсионных выплат и т.д;

- ведение мониторинга за инвестиционной доходностью пенсионных активов,

- осуществление выплат пенсионных накоплений.

Управление пенсионными активами будет осуществляться Национальным банком РК. Данный выбор обусловлен тем, что Национальный банк РК

- имеет положительный опыт работы по управлению активами Национального фонда;

- не аффилирован с коммерческими банками и другими финансовыми группами.

- реализует инвестиционную стратегию, выработанную Советом по управлению пенсионными активами при Президенте РК.

Законопроектом предусмотрено создание Совета по управлению пенсионными активами при Президенте РК. Персональный состав Совета и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан. Основными функциями Совета явятся:

- рассмотрение и выработка предложений по повышению эффективности управления пенсионными активами ЕНПФ;

-выработка рекомендаций по перечню разрешенных для размещения пенсионных активов ЕНПФ инструментов.

Таким образом, для обеспечения надежности и финансовой устойчивости пенсионной системы, государство с одной стороны сохранило за собой гарантию сохранности пенсионных накоплений граждан, а с другой стороны будет принимать меры по повышению инвестиционной доходности пенсионных активов.

Вопрос 2.Чем отличается Единый накопительный пенсионный фонд от действующихнакопительных пенсионных фондов?

Ответ:

Отличие может быть прослежено на основе сравнения организационной структуры ЕНПФ,и его функций со статусом ныне существующих частных накопительных пенсионных фондов.

Создание ЕНПФ. Единый накопительный пенсионный фонд будет созданв форме акционерного общества на базе АО «ГНПФ». Учредителем и акционером единого накопительного пенсионного фонда явится Правительство Республики Казахстан.

ЕНПФ будет единственной организацией, осуществляющей привлечение обязательных пенсионных взносов, и, по выбору самих граждан, может аккумулировать добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы. Функциями фонда явятся также учет индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений.

Управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться Национальным Банком РК на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком РК, и ЕНПФ. При этом инвестиционная стратегия будет вырабатываться Советом по управлению пенсионными активами ЕНПФ (далее – Совет).

Инвестирование пенсионных активов будет осуществляться Национальным Банком РК в соответствии с инвестиционной стратегией, выработанной Советом. При этом Национальному банку будет представлено право выбора организаций, управляющих инвестиционными портфелями в соответствии с инвестиционной стратегией.

Организациями по управлению инвестиционными портфелями могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению инвестиционным портфелем на основании лицензии Национального банка, либо зарубежные организации, осуществляющие аналогичный вид деятельности в соответствии с законодательством иностранного государства.

Основными критериями выбора организаций по управлению инвестиционными портфелямибудет являться возможность обеспечения ими устанавливаемого Национальным банком уровня инвестиционной доходности,результаты прежней деятельности по управлению пенсионными активами, уровень взимаемой комиссии и их деловая репутация.

Пенсионные активы будут храниться в Национальном Банке, который будет вести учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению и по получению инвестиционного дохода. Такая консолидация и управление пенсионными активами под контролем Национального Банка позволит более эффективно и безопасно распорядиться накоплениями наших граждан.

Вопрос 3.Что будет с действующими НПФ?

Ответ:

Действующие НПФ могут быть преобразованы

- в организации, управляющие инвестиционным портфелем, (в рамках действующего законодательства о рынке ценных бумаг) имеющие право участия в тендерах по управлению пенсионными активами, при наличии соответствующей лицензии, либо

- в добровольные накопительные пенсионные фонды, привлекающие добровольные и добровольные профессиональные пенсионные взносы граждан.

Третий путь - это прекращение деятельности/ликвидация фонда.

Вопрос 4.Что будет спенсионными накоплениями граждан находящихся в НПФ?Будет ли обеспечена сохранность пенсионных накоплений вкладчиков при передаче из накопительных пенсионных фондов в единый пенсионный фонд?

Ответ:

Пенсионные накопления вкладчиков будут переведенывЕНПФ в полном объеме. Каждый вкладчик получит информацию о сумме персональных пенсионных активов, соответствующей их пенсионным взносам и инвестиционным доходам, соответствующейвеличине персональных пенсионных накоплений, о которойНПФ информировали вкладчиковв начале года.

Единый накопительный пенсионный фонд является правопреемником по всем договорам о пенсионном обеспечении, заключенным до введения в действие нового законодательства с вкладчиками (получателями), пенсионные накопления по которым были переданы в единый накопительный пенсионный фонд.

Порядок передачи пенсионных активов частных НПФ в ЕНПФ будет регламентирован на законодательном уровне и осуществлен в сжатые сроки.

По обязательным пенсионным взносам будет сохранена гарантия государства по сохранности пенсионныхнакоплений.

Вопрос 5. Не означает ли создание Единого накопительного пенсионного фонда передачу пенсионных накоплений вкладчиков в бюджет (национализацию)?

Ответ:

Передача в бюджет пенсионных накоплений (национализация) предполагает утрату права собственности граждан на свои накопления.

Такие меры в 2008-2010 годах (в разгар мирового финансового кризиса) были предприняты для ликвидации бюджетного дефицита, в ряде стран. Так, например, в Аргентине и Венгрии пенсионные активы НПФ были полностью национализированы, а страны Восточной Европы и Прибалтики уменьшили ставки обязательных пенсионных взносов. Национализированные пенсионные активы, а также часть обязательных пенсионных взносов, поступающих в бюджет в виде налогов, были дополнительно направлены нафинансирование пенсионных программ/выплату пенсий.

В отличие от этого, в создаваемомЕдином накопительном пенсионном фонде, будет сохранена система индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков(получателей), на которые в полном объеме будут переведены индивидуальные накопления граждан из действующих НПФ.

Вопрос 6. Будет ли произведена оценка пенсионных активов накопительных пенсионных фондов при передаче в ЕНПФ?

Ответ:

Безусловно, будет произведена оценка активов. Но так как процедура проведения оценки пенсионных активовпотребовала бы дополнительного времени, за основу оценки будут взяты результаты аудита НПФ, проведенные независимыми компаниями по итогам деятельности НПФ за 2012 год. (Национальным банком РК в начале года установлены соответствующие требования к привлекаемым независимым компаниям).

Вопрос 7. Как будет проходить передача пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов в ЕНПФ?

Ответ:

Передача индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и их накоплений в ЕНПФ будет проходить в сжатые сроки (после принятия Закона) и строго по графику, определенному Национальным банком.

Передача пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов по договорам о пенсионном обеспечении будет оформлена актами приема-передачи пенсионных активов и обязательств, подписанными уполномоченными представителями единого накопительного пенсионного фонда, накопительных пенсионных фондов, прежних банков-кастодианов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, ГЦВП и Национального Банка РК.

НПФ, имеющие на дату введения в действие настоящего Закона задолженность перед вкладчиками (получателями) по пенсионным активам, обязаны погасить ее до даты подписания акта приема-передачи пенсионных активов и обязательств.

Расходы, связанные с передачей пенсионных активов и обязательств в ЕНПФ, осуществляются за счет собственных средств НПФ.

Действие лицензии НПФ на привлечение пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат прекращается с даты, следующей за днем подписания акта приема-передачи пенсионных активов и обязательств всеми уполномоченными представителями.

Вопрос 8. Каким образом государство планирует обеспечить инвестиционную доходность пенсионных накоплений?

Ответ:

Следует признать, что накопительные пенсионные фонды не смогли диверсифицировать свои активы (достаточно полно использовать возможность размещения пенсионных активовв различные финансовые инструменты). На сегодняшний день, около 87% пенсионных активов размещены в РК. По действующим нормативным правовым актам минимум 20% активов НПФ должны были вкладывать в ГЦБ, до 40% активов могут быть размещены- за границей. По факту получилось следующее: доля ГЦБ составляет 50,5%,иностранных активов - 9%. НПФ реально перестраховались ипереинвестировали накопленияв ГЦБ внутри Казахстана. Понятно, риски ниже, но и доходность оказалась низкой.

В этой связи для повышения инвестиционной доходности пенсионных активов:

Первое. Национальный банк РК будет размещать на конкурсной основе пенсионные накопления граждан средиуправляющих компаний, которые будут выбраны с учетом их положительного опыта работы на финансовом рынке, обеспечиваемого уровня доходности, величины взимаемой ими комиссии с пенсионных накоплений граждан и их деловой репутации.

Второе. Будут предприняты меры по диверсификации инвестиционного портфеля (по странам, по классу активов и по валютам), которые должны соответствовать инвестиционной стратегии, определенной Советом по управлению пенсионными активами при Президенте РК.

Третье. Будет определен минимальный уровень инвестиционной доходности пенсионных активов для управляющих компаний, ставших победителями конкурса.


II. ВОПРОСЫ ПО УНИФИКАЦИИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Вопрос 9.С чем связана унификация пенсионного возраста?

Ответ:

Повышение пенсионного возраста женщин связано с уменьшением трудового стажа работы на 1 января 1998 года. Более 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, ужене имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, а к 2018 году полного стажа не будет у всех выходящих на пенсию женщин.

Это означает, что пенсия женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет включать:

- базовую пенсию,

- солидарную (трудовую) пенсиюиз бюджета, соответствующую трудовому стажу до 1 января 1998 года. При этомсо временем размер трудовой пенсий может стать ниже устанавливаемого ежегодно минимального размера пенсии из-за неполного трудового стажа,

- накопительную пенсию из НПС в относительнонебольших размерах, соответствующих пенсионным накоплениям.

По прогнозным расчетам, размер получаемой пенсий женщин будет составлять менее 40% от прежнего среднемесячного заработка уже в этом десятилетии.

В таких условиях унификация пенсионного возраста предлагается для увеличения стажа участия женщин в накопительной пенсионной системе и увеличения объема пенсионных накоплений, что, соответственно, должно привести к повышению размера получаемой пенсий из НПС.

Ожидается также, что к этому времени в результате проведения структурных преобразований в НПС и повышения эффективности управления пенсионными активами увеличатсяинвестиционные доходы, перечисляемые на индивидуальные пенсионные счета.

Вопрос 10.С какого года планируется осуществить повышение пенсионного возраста женщин?

Будет ли повышение проведено одномоментно или постепенно?

Коснется ли повышение всех женщинили только участниц одной накопительной компоненты?

Ответ:

Повышение пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие зарубежные страны.

Предложение по повышению пенсионного возраста женщин внесено в Правительство РК межведомственной рабочей комиссией. Обсуждение начато, и рабочая комиссия открыта для предложений и замечаний по этому вопросу.

Предлагаемый Межведомственной комиссией при Правительстве РК вариант для обсуждения следующий.

В соответствии с мировой практикой и отечественным опытом, который был реализован с 1996 по 2001 годы, повышение пенсионного возраста предлагается осуществлять постепенно, в течение 10 лет, увеличивая пенсионный возраст по 6 месяцев ежегодно, начиная с 2014 года.

Это позволило бы:

- во-первых, провести его безболезненно для лиц, предпенсионного возраста. Например,женщины, достигшие 58 лет, будут выходить на пенсию в 58,5 лет, то есть через 6 месяцев, кому 57 лет, то через год или в 59 лет;

- во-вторых, психологически подготовиться и адаптироваться к новым условиям (для поколений, которые будут выходить на пенсию в 63 года);

- в- третьих, принять меры по расширению возможностей продуктивной занятости для женщин. Правительство планируетразработать и реализоватьспециальные меры содействиязанятости для женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми, самозанятых и безработных, а также женщин предпенсионного возраста.

Так как назначение пенсий из солидарной системы будет осуществляться до 2043 года, унификация пенсионного возраста будет касаться женщин, являющихся участниками как солидарной, так и накопительной пенсионной системы.

Вопрос 11. Какие условия для женщин будут созданы при повышении их пенсионного возраста?

Ответ:

Во-первых, повышение пенсионного возраста женщин будет сопровождаться следующими мероприятиями:

1) повышение квалификации женщин - наемных работников с отрывом и без отрыва от производства;

2) вовлечение в продуктивную занятость самостоятельно занятых женщин в рамках Программы занятости 2020;

3) расширение доступности микрокредитов для женщин, занимающихся предпринимательством или желающих открыть собственное дело;

4) обучение женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком по выбранным ими профессиям;

5)  внесение изменений в Трудовой кодекс, предусматривающих ужесточение требований к работодателю в части прекращения трудовых отношений с женщинами предпенсионного возраста;

6) субсидирование обязательных пенсионных взносов женщин,находящихся в отпусках по беременности и родам, а также в отпусках по уходу за ребенком.

Во-вторых, для женщин имеющих трудовой стаж до 1 января 1998 года будет сохранено право раннего выхода на пенсию:

- в 53 года, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;

- в 45 лет, при общем стаже не менее 20 лет, женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 10 лет, в соответствии с ЗРК "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне". 

Также, в трудовой стаж засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности.

В-третьих, для участниц НПС при достаточности пенсионных накоплений, будет сохранено право назначения пенсионных выплат из НПС в 50 лет.

Вопрос 12. Какиеварианты повышения пенсионного возраста женщин имеются в мировой практике?

Ответ:

Адаптацию пенсионных систем к старению населения за счет повышения пенсионного возраста в настоящее время используют, либо планируют использовать многие зарубежные страны (Великобритания,Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Южная Корея, Чехия, Азербайджан, Украина, Эстония и др.).

При этом в 18 странах ЕС пенсионный возраст женщин уравнивается с пенсионным возрастом мужчин уже к 2020 году, пять планируют сделать это позже.

Планируемое повышение пенсионного возрастав отдельных странах

Страна

Текущий возраст выхода пенсию 

Планируемыйвозраст выхода на пенсию для женщин

Период повышения пенсионного возраста (ПВ)

М

Ж

Германия

65

65

67

с 2012-2029 гг.

Ирландия

66

65

68

к 2014 г. - до 66 лет,

к 2021 г. - до 67 лет,

к 2028 г. - до 68 лет

Латвия

62

62

65

с 2014 – 2025 годы

Эстония

63

60,5

65

с2016 - 2026 годы

Австрия

65

60

65

с 2024-2033 годы

Как правило, повышение пенсионного возраста не имеет принудительного характера. Оно осуществляется гибко, наиболее щадящим образом для населения, при сохранении возможности выхода на пенсию в привычном пенсионном возрасте, но за счет соответствующей корректировки размера пенсии. Гражданам предоставляется возможность выбора и допускается гибкий выход на пенсию при наличии необходимого страхового стажа, или достаточности пенсионных накоплений, возможности получения частичной пенсии (США, Канада, Франция, Италия, Германия, Дания, Нидерланды, Финляндия, Швеция и др.).

Повышение пенсионного возраста в большинстве случаев осуществляется поэтапно с дифференциацией граждан/женщин, переводимых на новые условия, по возрасту и иным основаниям (многодетность, стаж работы во вредных для здоровья и тяжелых условиях труда, инвалидность и др.). Уровень повышения пенсионного возраста обычно составляет от 2 до 6 месяцев в год.

Например, в Южной Корее повышение пенсионного возраста для женщин (до 65 лет) будет осуществлено в течение 20 лет, во Франции – до 62 лет – за 8 лет, в Украинеповышениепенсионного возраста для женщин до 60 лет - в течение 10 лет и т.д.

В отдельных случаях (Чехия) повышение осуществляется одномоментно с установлением возраста лиц, переходящих на новые условия.

Вопрос 13.От унификации возраста в первую очередь пострадают женщины, проживающие на селе.

Что будет с ними? Как вы собираетесь их охватить накопительной пенсионной системой в предпенсионном возрасте?

Ответ:

В соответствии с действующим законодательством в трудовой стаж женщин засчитывается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет, в пределах 12 лет в общей сложности. Это норма сохраняется и в предлагаемом законопроекте.

В этой связи при выходе на пенсию женщины, проживающие на селе, не работающие и не являющиеся участниками НПС, могут получать трудовую пенсию, минимальный размер которой соответствует 12 годам трудового стажа, а такжебазовую пенсию.

А для женщин, имеющихвозможность и желающих работать в общественном производстве, будут реализованы меры по вовлечению их в продуктивную занятость как в рамках Программы занятости 2020, так и в рамках региональных программ.

Дополнительно,для обеспечения непрерывности осуществления пенсионных взносов и увеличения объема пенсионных накоплений предлагается ввести субсидирование ОПВ женщин в период их нахождения в отпусках, связанных с рождением и уходом за детьми.

Предусматриваются также минимальные гарантии пенсионного обеспечения для лиц, достигших пенсионного возраста.

III. ВОПРОСЫ РАННЕГО ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА

Вопрос 14. Что получают сегодня лица, занятые во вредных условиях труда?

Ответ:

Действующая в Казахстане система пенсионного обеспечения лиц, занятых в особых условиях труда включает в себя:

1) государственное специальное социальное пособие, выплачиваемое до достижения пенсионного возраста, в размере 9 МРП (для Списка №1) и 8 МРП (для Списка №2);

2) базовую пенсионную выплату при достижении общеустановленного пенсионного возраста;

3) солидарную (трудовую) пенсию при достижении 63/58 лет и наличии трудового стажа на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев;

4) накопительную пенсию, при участии в и осуществление ОПВ в НПС в размере 10% от заработной платы работников;

5)пенсии за счет добровольных профессиональных взносов (ДППВ) уплачиваемых работодателями в НПФ по своей инициативе в пользу своих работников. Ставка ДППВ устанавливается по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении и не должна превышать 10% от ежемесячного дохода работника;

6) страховые выплаты из Государственного фонда социального страхования, на случай утраты общей трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

7) пожизненные страховые выплаты из страховых компаний при потере трудоспособности от трудового увечья и профессиональных заболеваний.

Вопрос 15. Что изменится в пенсионном обеспечении лиц, занятых во вредных условиях труда?

Ответ:

Следует признать, что добровольная профессиональная схема пенсионного обеспечения лиц, занятых во вредных условиях труда не получила должного развития. Предполагалось, что она обеспечит увеличение пенсионных накоплений за счет ДППВ и позволит выйти на пенсию в 53/55 лет. Однако в настоящее времяучастниками системы являются более 4 тысяччеловек, а их накопления лишь не намного больше 100 млн. тенге.

Учитывая специфику работы лиц, занятых в особых условиях труда, межведомственной рабочей группой при Правительстве РК внесено предложение о переходе от добровольных к обязательным профессиональным пенсионным взносам.

В таком случае, на индивидуальные пенсионные счета лиц, занятых во вредных условиях труда, будут поступать 15% пенсионных взносов, из них 10% ОПВ от ФОТ самого работника и 5% за счет работодателя. Это позволит при их непрерывном участии в системе (не менее 30 лет) и регулярном отчислении (12 раз в год) достаточные пенсионные накопления для раннего выхода на пенсию.

При этом не увеличится нагрузка на работодателя, так как сумма взносов в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.

Кроме того, для этой категории лиц, будут сохраняться:

1) выплата базовой пенсии;

2) солидарной (трудовой) пенсии при наличии трудового стажа на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев;

3) страховые выплаты из Государственного фонда социального страхования, на случай утраты общей трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста;

4) пожизненные страховые выплаты из страховых компаний при потере трудоспособности от трудового увечья и профессиональных заболеваний.

Вопрос 16. Какова международная практика организации пенсионногообеспечения лиц, занятых во вредных условиях труда

Ответ:

Используемые в мирегосударственные системы пенсионного обеспечения, включающие специальные режимы делятся на следующие схемы: разрозненные, смешанные, объединенные.

Виды государственных систем пенсионного обеспечения

Разрозненные

Смешанные

Объединенные

Австрия*

Бельгия

Финляндия

Франция

Германия

Греция*

Италия*

Люксембург

Дания

Исландия

Япония

Нидерланды

Великобритания

Швеция

Швейцария

Австралия

Канада

Ирландия

Новая Зеландия

Норвегия

США

Испания

Португалия

I. Разрозненные системы предполагают функционирование самостоятельных профессиональных пенсионных систем работников отдельных отраслей экономики либо отдельных групп занятого населения.

Самостоятельная профессиональная пенсионная система приспособлена к специфическим условиям отрасли или профессии. Участники, относящиеся к этим схемам, осуществляют обязательные профессиональные пенсионные взносы в самостоятельные профессиональные пенсионные схемы и не участвуют в обязательной пенсионной системе по общей схеме. В данных системах пенсионные выплаты осуществляются на солидарной основе.

II. Смешанные пенсионные системы представляют собой всеобщуюнациональную государственную пенсионную систему, включающую в себя специальные положения для отдельных групп занятого населения.

Работники, осуществляют обязательные пенсионные взносы в общенациональную пенсионную систему, в которой ставка взносов дифференцируется в зависимости от условий труда. У работников с вредными условиями труда ставка взносов выше, чем у лиц, занятых в обычных условиях труда, что позволяет обеспечить им ранний выход на пенсию. Пенсионные выплаты осуществляются на солидарной основе.

III. Объединенные пенсионные системы представляют собой всеобщуюнациональную пенсионную систему, где отдельные категории работников,при равном участии в системе, могут иметь права на ранний выход на пенсию.

Ставка взносов единая для всех участников системы. Финансирование государственной пенсионной системы осуществляется из средств пенсионных взносов или общих налоговых поступлений.

Вопрос 17.Как отразится переход от добровольных к обязательным профессиональнымпенсионным взносам на себестоимости продукции работодателей?

Ответ:

В действующемзаконодательствеработодатели, осуществляющие добровольные профессиональные пенсионные взносы, имеют налоговые преференции. В соответствии с пунктом 3 Статьи 110 Налогового кодекса РК добровольные профессиональные пенсионные взносы, уплаченные налогоплательщиком по договорам о пенсионном обеспечении за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов, подлежат вычету в пределах, установленных законодательством РК о пенсионном обеспечении.

В предлагаемых нами преобразованиях данные нормы будут сохранены, что не должно привести к увеличению нагрузки на работодателя и повлиять на себестоимость продукции.


IV. ВОПРОСЫ ПО РАСШИРЕНИЮ ОХВАТА НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГАМИ НПС

Вопрос 18. Что ожидает самозанятое население?

Ответ:

В настоящее время, основная масса самозанятых лиц уплачивает пенсионные взносы в пределах разрешенного минимума, то есть 10% отминимального размера заработной платы. Таким образом, в год они уплачивают не более 1,2 кратной минимальной заработной платы (или не более 23 тыс. тенге, если брать текущий год).

За 35 лет, общая сумма накоплений вкладчика составит 42 кратной минимальной заработной платы. Таких накоплений хватит на выплату пенсий в размере минимальной заработной платы, на 3,5 года.

В случае если самозанятые не будут участвовать в пенсионной системе, то при достижении пенсионного возраста их ожидают социальные пособия по возрасту, в размерене более чем50% от величины прожиточного минимума.

Для решения этой проблемы планируется следующее:

- с учетом проводимых мер по уточнению статуса самозанятых и вовлечению их в продуктивную занятость (в рамках Программы занятости 2020) будет введено требование об обязательном участии в накопительной пенсионной системе лиц, получивших статус самозанятого населения;

- начиная с 2017 года, предполагаетсяизменитьпорядок уплаты взносов: самозанятое население должно будет заявлять весь свой доход, и платить пенсионные взносы с этой суммы.

- изменится система минимальных гарантий. Базовая пенсионная выплата будет предоставляться самозанятым, достигшим пенсионного возраста, являвшимся участниками НПС не менее 5 лет.


Вопрос 19. Какую пенсию я буду получать в будущем?

Ответ:

Для ответа на данный вопрос необходимо, прежде всего, разделить участников пенсионной системы на группы по признаку участия/ неучастия в компонентах пенсионной системы.

К первой группе относятся граждане, которые были участниками только солидарной компоненты пенсионной системы, то есть это сегодняшние пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года и имевшие трудовой стаж на 1 января 1998 года. Они в настоящее время получают пенсии из солидарной пенсионной системы и базовую пенсионную выплату

Ко второй группе относятся граждане, являющиеся участниками смешанной пенсионной системы, то есть солидарной и накопительной компоненты пенсионной системы. К ним относятся как состоявшиеся после 1988 года пенсионеры, так и пенсионеры, выходящие на пенсию сегодня. Их пенсионная выплата складывается из солидарной, накопительной и базовой пенсионной выплат.

Третья группа состоит из граждан, которые являются участниками только накопительной пенсионной системы. К ним относятся лица, у которых отсутствует трудовой стаж на 1 января 1998 года, либо этот стаж меньше 6 месяцев. Их пенсионная выплата будет состоять только из накопительной и базовой пенсионных выплат.

Кроме того, для тех лиц, которые не являлись участниками ни солидарной, ни накопительной пенсионной систем, будет сохранено право на получение государственного социального пособия по возрасту, в размере 50% от прожиточного минимума.

Вопрос 20. На какое повышение размеров пенсионных выплат могут рассчитывать состоявшиеся пенсионеры в ближайшее время?

Ответ:

Состоявшихся на сегодняшний день пенсионеров можно разделить на три категории:

1)пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1991 года. Их численность составляет 309,8 тыс. человек.

2) пенсионеры, вышедшие на пенсию в переходный период (с 1991 по 1997 год), их численность составляет 518,9 тыс. человек.

3) пенсионеры, вышедшие на пенсию после реформы 1998 года, их насчитывается 930,6 тыс. человек.

Для состоявшихся пенсионеров будет сохраняться действующий порядок повышения пенсии с учетом опережения инфляции на 2%. 

Аким
Мангистауской области
Трумов Серикбай Утелгенович